Воспитательный потенциал боевых искусств

ориентировочная дата проведения  октябрь-ноябрь 2016г, место – г.Владивосток

Организаторы:

Общество российско-японской дружбы «Россия-Япония»

(председатель А.А. Луговец, секретарь общества И. Г. Коваленко);

Институт Конфуция ДВФУ

(директор К. А. Курилова)

Институт Истории, археологии и этнографии ДВО РАН

(зав. научно-образовательным центром  А.В. Поповкин, м.н.с. Р.В. Гвоздев, с.н.с. С.Г. Коваленко)

Контакты:

А.В. Поповкин: andrey.popovkin@gmail.com ; тел. +79245288392 

С.Г. Коваленко: osnina@list.ru  

 

 

 

Боевое искусство по самому своему определению есть искусство ведения боя, что автоматически включает в себя навыки нанесения противнику физического ущерба или психологического давления на него с целью принудить к прекращению сопротивления или к бегству. Как таковое, любое боевое искусство всегда содержит в себе искусство насилия. Правда, применительно к восточным единоборствам некоторые специалисты пытаются отстаивать иную точку зрения, утверждая, что насилие в них играет совершенно ничтожную роль, а главное – искусство преодоления себя, духовное и телесное самосовершенствование. Известный отечественный специалист по истории восточных единоборств А.А.Долин даже предложил именовать их "йогой борьбы". Но независимо от того, что мы сочтем главным в единоборствах, духовная подготовка, воспитание морально-волевых качеств, безусловно, играет в них очень важную роль. Ведь даже в спортивных единоборствах процесс обучения и состязания связан не только с причинением боли или нанесением ущерба противнику, но и с ихпретерпеванием, не только с психологическим давлением на противника, но и со способностью выдерживать такое давление с его стороны. Если же речь идет о боевом применении, то в дело вступает еще и опасность смерти, тяжелых увечий, а так же все душевные и духовные последствия, связанные с убийством человека, пусть даже и противника. В этом смысле мы вполне можем говорить о неизбежности глубокого воспитательного влияния процесса изучения боевых искусств.

Проблемы предлагаемые к обсуждению.

1. Первая проблема, которую мы хотим вынести на обсуждение, состоит в том, что почти все научно-методическое осмысление развития морально-волевых качеств в спортивных и военно-прикладных единоборствах является в той или иной степени наследием советской эпохи, опирается на ее идеологические и нравственные императивы. Современный же, особенно профессиональный спорт (профессиональный бокс, бои ММА и т.п.), ставит перед бойцом проблемы и вызовы (особенно нравственного характера), зачастую не известные в советский период развития спорта. Конечно, эти вопросы как-то решаются тренерами в их практической работе. Однако совершенно ясно, что необходимо  теоретическое осмысление ситуации.

2. С приходом в Россию восточных единоборств была поставлена новая проблема: духовно-нравственное влияние занятий единоборствами на человека. Восточные единоборства, будучи частью культурного и духовного наследия Востока, претендуют на то, чтобы выступать инструментом не только физической и технической подготовки бойца, но и быть средством глубокой трансформации его личностных качеств и нравственных принципов. В российской культуре "центр тяжести" духовного формирования личности традиционно находился в христианской культуре. В советскую эпоху на смену Церкви пришла партийная идеология, но даже тогда никому не приходило в голову рассматривать сами по себе занятия, скажем, самбо или боксом, как способ идеологического воспитания. Кроме самого фактора новизны такого отношения к боевым искусствам, следует отметить, что духовные традиции Востока далеко не всегдасоответствуют культурным и нравственным нормам российской культуры. Однако проблема духовно-нравственного воспитания бойца в ходе овладения им навыками единоборств, безусловно, является важной и актуальной. Мы предлагаем поставить вопрос следующим образом:

·        возможно ли прямое заимствование способов духовно-нравственного воспитания из восточных единоборств в современных российских условиях?

·        возможна ли «перекодировка» психопрактик восточных единоборств (медитации и т.п.), приведение их в соответствие с российскими традиционными духовными ценностями?

·        на какие культурные и нравственные основания в подготовке бойцов можно опереться в самой российской культуре?

Вопросы, любезно добавленные проф. А.А. Масловым:

·        Какова была изначальная нравственная и духовная составляющая единоборств в Азии и Европе? Какой тип человека они пытались воспитать?

·        Откуда берется первичная информация о содержании и смысле единоборств в России и на Западе?

 

Важным моментом в проблеме, которую призван решить данный проект является то, что нравственные нормы, в том числе и для бойцов, могут быть действенными только если они укоренены как в личном, так и в общественном сознании, культуре и исторической памяти.

В этой связи, для решения задачи необходим длительный диалог  ученых (антропологов, культурологов, историков, востоковедов), философов и экспертов в области боевых искусств, где эти нравственные нормы могут быть выявлены и сформулированы. Не меньшее значение имеет просветительская работа в среде поклонников боевых искусств, молодежи, детей и их родителей, ведь как верно отметил проф. А.А. Маслов, источники из которых почерпываются знания о боевых искусства порой имеют определяющее значение. Заложить фундамент решения поставленных задач и призван наш проект.

Comments